Телеканал "Культура" - о новых образовательных стандартах:
Развивать таланты, а не забивать голову знаниями, вот что должна делать школа, - считает Владимир Кирюхин, председатель предметной комиссии по информатике центрального комитета Всероссийской олимпиады школьников. Новые образовательные стандарты, или воспитание «нестандартных» талантов.
Особый праздник под названием День знаний сегодня впервые отметят почти полтора миллиона мальчишек и девчонок. На новые образовательные стандарты переходят все школы страны. Их цель – способствовать творческому развитию личности ребёнка, подготовить его к жизни в «информационном обществе» XXI века. Но подход к воспитанию таланта в любую эпоху может быть только «нестандартным» – убедилась съёмочная группа «Новостей культуры».
Арина Бурлакова – круглая отличница, с младших классов «олимпиадница», показывает созданный ею сайт о Курской битве: «Эта работа по истории и по информатике, здесь есть описания памятников, посвященных Курской битве…» Сегодня она идет в восьмой класс. С вопросами, надеждами и планами.
«Я уже буду заниматься не сайтами, а программированием», – говорит она.
Всеобщая компьютеризация школ – требование нового образовательного стандарта. Уроки компьютерной грамотности заменяют уроки труда, дневники становятся электронными, а еще русские школьники за последние 20 лет пять раз побеждали в международных олимпиадах по информатике. И в этом только Китай нас догнал, но благодаря таким, как Саша Тимин – не перегнал. Победитель всероссийской олимпиады 2011 года завоевал в этом году золото и на олимпиаде всемирной.
«Это было круто, – говорит он. – После второго тура я подозревал, что у меня может быть, золото, но я не предвидел такого высокого результата».
Развивать таланты, а не забивать голову знаниями, вот что должна делать школа, - считает Владимир Кирюхин, председатель предметной комиссии по информатике центрального комитета Всероссийской олимпиады школьников. В руководстве олимпиадным движением он с 89-го года. По его мнению, основная цель олимпиад – выявление талантливых ребят и помощь в их развитии.
Правда, с тех пор, как олимпиадные победы стали способом поступления в вуз – с талантами борются амбиции. Движение становится массовым. Количество участников олимпиад по сравнению с 2010-м в 2011-м возросло в два раза. Олимпиадные жюри самого первого, школьного, этапа проверили 14 миллионов работ. 100 миллионов рублей выделило Минобрнауки на организацию олимпиадных мероприятий. Впервые проводились соревнования по мировой художественной культуре и искусству. И многое другое было впервые – например, командное первое место в Сан-Франциско, где золото было завоевано с большим отрывом.
Путь, который приводит к победам российских школьников во всемирных олимпиадах, начинается не в старших классах – в младших. Готовность к нестандартным задачам и личностному росту – вот, что стоит пестовать в первоклашках.
«Любой процесс постижения нового очень сложен, и если он тебя личностно не трогает, ты его делать долго не будешь», – полагает Жанна Шопина, преподаватель кафедры проектирующей психологии РГГУ, педагог, кандидат психологических наук.
Она убеждена, каждому ребенку нужна помощь. А умение оказывать эту помощь – профессия творческая.
«Учитель должен очень быстро реагировать, находить решения в самых непростых ситуациях, – говорит учитель литературы Сергей Волков. – И мне кажется, что многие учителя существуют в профессии потому, что есть некий драйв. Это как у горнолыжника, который мчится и не знает, что за поворотом».
Но и рутины в профессии учителя хватает. Сергей Волков преподает литературу уже 20 лет. Его рецепт выживания прост: стоит дойти до школы - и встретишь… детей.
«Они хотят что-нибудь расковырять, узнать, как устроено, – рассказывает он. – Они хотят общаться, читать книжки, они хотят получить свою порцию любви, внимания от взрослых».
«Они живые, интересные, приходят к тебе с открытыми глазами, разные-разные, трудные, не очень трудные», – говорит Жанна Шопина.
«Когда на них смотришь и с ними работаешь, понимаешь, что у нас есть будущее», – Валентина Абатурова, директор центра организационно-методического сопровождения работы с одаренными школьниками Академии повышения квалификации.
Первое сентября – стресс и праздник, день надежды на взросление, воспитание и лучшее будущее – День знаний.
01.09.2011
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=776288