Храм Ясукуни. Военный музей Юсюкан
Военный музей Юсюкан – самурайское наследие Японии
Александр Данилюк
Японцы очень чтут свои традиции. Память предков для них свята. Есть в центре Токио храм Ясукуни (Yasukuni). Необычность его в том, что в отличие от буддистских храмов или синтоистских святилищ здесь поклоняются не богам, а душам воинов, погибшим за императора и Японию. Эти души приравнены к богам. Верховным божеством храма всегда считался император.
Храм Ясукуни был построен в 1869 году в память о воинах, погибших в гражданской войне (1868 – 1869 годов) или, как ее еще называют, в Войне года Дракона. В результате этой войны сёгунат Токугава был разбит, и Императором стал Мэйдзи. Произошла реставрация дома Мэйдзи.
При храме существует Музей военной истории Юсюкан (Yushukan). В переводе это означает «Дом доблестных мужей». Музей был построен и открыт в 1882 году. Его задача – прославлять мужество, героизм, самопожертвование воинов. Способствовать развитию самурайского духа.
Музей военной истории Юсюкан (Yushukan).
В Японии воинская служба всегда была почетной и престижной, поэтому до окончания Второй мировой войны этот музей был очень почитаем. После войны по распоряжению американских оккупационных властей он был закрыт. Но не ликвидирован совсем, а лишь законсервирован. При этом все экспонаты сохранились. И негласно коллекция продолжала пополняться. В 1985 году Юсюкан снова открыл свои двери. В 1993 году музей реконструируется. Открывается новое здание, увеличивается экспозиция. Музей Юсюкан является частным. Он создавался, финансируется и существует при активном участии различных ветеранских организаций и членов семей погибших. Они отдавали в музей личные вещи, письма, фотографии. Многие экспонаты реставрировались энтузиастами-добровольцами или были выполнены (модели) разными военно-историческими клубами.
Храм Ясукуни и музей Юсюкан раньше называли «оплотом японского милитаризма». В советское время посещение этого места гражданином СССР могло привести к крупным неприятностям. Но об этом речь впереди.
Во дворе перед зданием музея можно видеть несколько интересных памятников. Прежде всего, это бронзовая статуя пилота-камикадзэ. На камне, находящемся слева от неё, написаны наименования подразделений, в которых служили камикадзэ. По соседству располагается мемориал кораблям береговой охраны и их экипажам, с хорошо выполненной бронзовой моделью одного из них. На стене памятника указаны названия этих кораблей.
Статуя пилота-камикадзе
Памятник вдове погибшего воина, посвященный всем вдовам, которые растили и воспитывали детей без мужей. Он был создан на средства этих детей и установлен в 1974 году.
Наряду с памятниками летчикам, морякам и другим представителям японских вооруженных сил на территории храма есть памятники лошади и собаке, фигуры которых выполнены в натуральную величину. Памятник лошади был поставлен в 1958 году, собаке – в 1992 году. Японцы отдают дань уважения этим животным, которые вместе с солдатами несли все тяготы военной службы.
Памятник собаке
Кстати, в Токио существует два памятника собакам.
Во дворе музея находится и русская 30-ти фунтовая корабельная пушка с русского фрегата «Диана», вооруженного 52-мя орудиями. Фрегат затонул у берегов Японии недалеко от города Симода (Shimoda) в результате землетрясения и образовавшейся после этого гигантской волны. Случилось это 1-го января 1855 года. Моряки спаслись на двух шхунах и, благодаря помощи сёгуната, вернулись в Россию. Русское правительство подарило сёгунату 52 пушки за возвращение своих моряков.
В большом холле у самого входа посетителей встречает один из лучших истребителей Второй мировой войны «Мицубиси» А6М – он же «Зеро». Официальное его название – легкий палубный истребитель тип 0 – самолет получил из-за количества нулей в дате принятия его на вооружение – 2600 год по старому японскому летоисчислению. Более известное неофициальное название «Зеро» машине дали союзники. Самолет выпускался с 1940 года до конца войны. Он доставлял много проблем американцам и англичанам, особенно до конца 1942 года, когда японская авиация господствовала в воздухе.
В витрине рядом с «Зеро» выставлена 20-мм авиационная автоматическая пушка истребителя с магазином барабанного типа. Она являлась основным вооружение самолета. Показана схема её установки в крыльях.
Также в холле представлены две пушки. Одна – 150-мм гаубица. Модель 96 образца 1936 года. Эти гаубицы состояли на вооружении частей механизированной артиллерии. Они имели высокую огневую мощь. Для их транспортировки использовался 6-тонный трактор. Данное орудие входило в состав 4-й роты 1-го полка тяжелой артиллерии. В 1939 году полк был дислоцирован в Хэйхесенг Сенвутун (Heihesheng Shenwutun) в Восточной Маньчжурии для охраны границы после боев с Красной Армией на Халхин-Голе и действий советской артиллерии. Во время Великой Восточно–Азиатской войны (так в Японии называют Вторую мировую войну. Дальше в тексте я буду называть её так же) полк успешно действовал на Филиппинах и отлично показал себя в боях на островах Батаан (Bataan) и Коррегидор (Corregidor). Потом он ещё раз направлялся в Сенвутун (Shenwutun). В 1944 году полк передислоцировали на Окинаву, где в июне 1945 года состоялся его последний бой. Полк отчаянно сражался до последнего солдата. Со своих позиций на Макабе (Makabe) в районе города Итома (Itoma city) орудия 4-й роты простреливать каждый клочок земли. 23 июня 1945 года личный состав погиб вместе с пушками.
Эта гаубица была восстановлена после войны силами армии США и демонстрировалась в Клубе ветеранов на Окинаве. Благодаря энтузиазму японских властей и великодушию командования армии США на Окинаве 29 мая 1966 года пушка была передана в храм Ясукуни в память павших японских солдат.
Другое орудие – 150-мм полевая пушка. Модель 89 образца 1929 года. Это орудие было принято на вооружение в 2589 году по старому императорскому летоисчислению. Длинноствольная пушка обладала хорошей огневой мощью. Орудие транспортировалось при помощи 8-тонного трактора. Данная пушка входила в состав 100-го отдельного тяжелого артиллерийского батальона (сформированного в Йокосуке), который воевал на Окинаве. Подразделения батальона защищали военную базу рядом с городом Сури (Shuri) и аэродром в Кадена (Kadena). Подобные орудия составляли основу полевой артиллерии Японии. Многочисленные осколочные выбоины на стволе пушки говорят о тяжелых боях и упорном сопротивлении.
После войны пушка была найдена на территории бывшей японской базы и выставлена американцами в военном музее на Окинаве. После возвращения Окинавы Японии орудие было передано Силам самообороны в Наха (Naha). Эта пушка уникальна, так как в настоящий момент это единственное 150-мм орудие данной модели в Японии. Переданная в апреле 1993 года в храм Ясукуни Ассоциацией ветеранов тяжелой артиллерии, она является мемориалом частям тяжелой артиллерии Императорской армии.
Здесь же находится паровоз Модель С 56-31. Такие локомотивы работали на тайско-бирманской железной дороге, которую построили военнопленные американцы, англичане, австралийцы, новозеландцы, голландцы и представители других наций для нужд японской армии во время Великой Восточно-Азиатской войны. Эти события показаны в известном голливудском фильме 50-х годов «Мост через реку Квай». Такой же паровоз стоит в музее рядом с этим мостом в Таиланде.
В музее двадцать залов. Первые три рассказывают о самураях, о японских военных традициях, о гражданской войне и реставрации дома Мэйдзи. Здесь посетители могут увидеть доспехи знаменитого полководца Минамото но Йосийе (Minamoto no Yoshiie), которые он носил 900 лет тому назад. Кожаные доспехи были богато украшены цветами сливы и бабочками и стоили очень дорого. В витринах представлено большое количество холодного оружия и первое национальное огнестрельное оружие. Это фитильные и кремневые ружья и пистолеты XVII – XVIII веков. Можно видеть предметы военного снаряжения и амуниции для воинов и лошадей.
Специальный зал посвящен императорской семье: личные вещи, оружие, украшения, императорский штандарт,
Зал японо-китайской войны 1894 – 1895 годов. В России почти никто ничего не знает об этой войне, а между тем она была первой и успешной пробой сил Японии на международной арене. Эта война велась против маньчжурской империи Цин. Целью её было установление контроля над Кореей и захват китайских территорий. Не всегда она шла удачно для Японии, но в результате Корея попала в вассальную зависимость от Страны восходящего солнца. Был также захвачен ряд территорий у Китая, в частности остров Тайвань. Эта война показала, что время феодальной раздробленности в Японии давно закончилось. На Дальнем Востоке появилось новое империалистическое государство, стремительно набирающее силу. Его регулярная армия и флот, подготовленные и оснащенные Великобританией, США и Германией, могут выполнять боевые задачи за пределами собственной страны. Фотографии с полей сражений, стрелковое оружие тех лет, униформа новой регулярной армии рассказывают об этом периоде. А раскрашенные гравюры и акварели восхваляют доблесть японских солдат, моряков и генералов.
Русско-японской войне 1904 – 1905 годов отведено два зала. В основном вся информация даётся по-японски. Но те сопроводительные надписи к некоторым картам и экспонатам, которые мне удалось прочитать и перевести с английского языка, вызвали моё большое удивление. Оказывается, Курилы, Сахалин, чуть ли не весь русский Дальний Восток и часть Восточной Сибири считались «японской территорией». Китайцы само собой обязаны были уступить Японии «её земли». То же самое относилось и к голландским, английским, французским колониям. Про Корею и говорить нечего – она исконно была «японской».
Много фотографий, рассказывающих о Цусимском сражении, об осаде и штурме Порт–Артура. Я надеялся увидеть хоть какие-нибудь материалы о крейсере «Варяг» и канонерской лодке «Кореец». Все-таки японцы очень уважительно отнеслись к подвигу экипажей этих кораблей. Также надеялся увидеть портреты адмиралов Макарова С.О., Рожественского З.П., генералов Стесселя А.М., Кондратенко Р.И. или на худой конец наместника Алексеева. Уж очень известные противники были. Но, к сожалению, ничего подобного я не увидел. Даже трофейные экспонаты не представлены. Кстати, и в дальнейшей экспозиции никакого трофейного иностранного оружия или униформы посетители не увидят. Исключительно японский дух! Зато здесь демонстрируются документальные фильмы тех лет: вот морские сражения, а вот тяжелая японская артиллерия обстреливает Порт–Артур. Японская кавалерия атакует русских где-то в Маньчжурии, храбрые японские пехотинцы штурмуют порт–артурские укрепления и также геройски падают, расстреливаемые русскими бородатыми мужиками (скорее всего постановочные сцены пропагандистского фильма). Наконец-то победа! Русские мужики в японском плену.
Следующий зал повествует об окончании русско-японской войны, о её результатах, а также о Маньчжурском инциденте. Это уже бои против Красной Армии на озере Хасан и реке Халхин-Гол. Здесь представлено много фотографий горящих и подбитых советских танков БТ-5 и БТ-7, сбитых советских самолетов. Но я так и не понял, кто же кого победил в результате?
Дальше идет зал, рассказывающий о Китайском инциденте. Возможно это не совсем точный перевод с японского на английский, а скорее всего завуалированное объяснение нападения на Китай. Здесь вообще нет никакого упоминания о Нанкинской резне, о казнях мирных жителей на оккупированных территориях. А между тем, китайцам с корейцами эта тема до сих пор покоя не даёт.
Следующие четыре зала посвящены Великой Восточно-Азиатской войне. Это самый большой раздел экспозиции, начиная с нападения на Перл-Харбор и до капитуляции японских вооруженных сил. Здесь есть чем гордиться японцам! Посетители могут увидеть флаги и знамена частей и подразделений, личные вещи, оружие, награды, униформу, фотографии японских солдат, матросов, офицеров и генералов.
Большая часть выставки отведена бойцам-смертникам. Принято считать, что все японские смертники назывались «камикадзэ». Это не совсем так. Камикадзэ были только пилоты. Общее название воинов-смертников – «тэйсинтай». Такие подразделения существовали во всех видах Вооруженных сил. Были подводные и надводные тэйсинтай – люди-торпеды, люди-катера со взрывчаткой. Были тэйсинтай – истребители танков, были люди-бомбы.
На видном месте портрет адмирала Ониси Такидзиро, его личные вещи, адмиральская форма. Его называют «отец камикадзэ». Он был одним из главных инициаторов и идейным вдохновителем создания отрядов пилотов-смертников. Формирование первого такого подразделения завершилось к 20 октября 1944 года на Филиппинах. 25 октября камикадзэ провели удачную операцию против ВМС США, потопив 1 и повредив 6 авианосцев. Их потери составили 17 самолетов. На камикадзэ возлагались большие надежды. После объявления набора добровольцев в смертники огромное количество военнослужащих со всей Японии пошли записываться в камикадзэ. Людей оказалось больше, чем самолетов. Вступить в ряды тэйсинтай считалось большой честью. Даже самая захудалая семья сразу становилась очень уважаемой и начинала пользоваться привилегиями после гибели одного из её сыновей в подразделении смертников. По японским данным в атаках камикадзэ в 1944-45годах погибло 2525 морских и 1388 армейских летчиков.
Адмирал Такидзиро Ониси, «отец камикадзе»
Ониси Такидзиро настаивал на продолжении войны любыми средствами, категорически не приемля даже саму идею капитуляции. После капитуляции Японии адмирал покончил жизнь ритуальным самоубийством и умер 16 августа 1945 года после 12-ти часовой агонии, которую считал искуплением за смерти своих подчиненных камикадзэ. Является национальным героем Японии.
В витринах выставлены платки белого цвета хасимаки. Белый цвет в Азии (в Японии в частности) – цвет смерти. Уходя на своё последнее задание, смертники повязывали ими головы. Здесь же ритуальные чашечки для сакэ, короткие самурайские кинжалы для харакири, которое облегчает воину переход в мир святых. Эти кинжалы смертники получали перед последним вылетом от своих командиров. Шкатулки с прядями волос смертников, которые отсылались после их гибели семьям.
Кроме оружия, наград и формы особое значение для японцев имеют предсмертные письма тэйсинтай. Вот одно из них, написанное пилотом – камикадзэ своей матери: «Оглядываясь назад, я был очень счастлив твоей добротой и любовью ко мне. Когда ты получишь это письмо, я уже погибну. Но ты не должна лить слезы. Если ты посмотришь на мою фотографию и скажешь, что я сделал все правильно, тогда я с гордостью помашу тебе рукой с небес и отправлюсь в храм Ясукуни».
Массовое применение тэйсинтай не оправдало возложенных на них надежд и никак не изменило хода войны. В залах все время показывают документальные фильмы, прославляющие самопожертвование, стойкость духа и героизм японских воинов.
Сильное впечатление на меня произвели четыре мемориальных зала (или залы Героев храма Ясукуни). Вдоль стен стоят стенды с фотографиями погибших. Их многие тысячи. Фотографии маленькие, паспортного размера. Среди мужских лиц встречается много фотографий молодых женщин. Они не уничтожали сами вражеские объекты. Но семейный мужчина не мог быть зачислен в подразделение тэйсинтай. Тогда женщины лишали себя, а часто и своих детей, жизни, чтобы их мужья могли достойно выполнить свой долг перед Родиной и императором. Примером служит история лейтенанта Хадзимэ Фудзи. Его не приняли в тэйсинтай, так как он имел семью. Через несколько дней его жена убила двух своих маленьких детей, а после и себя. В предсмертной записке она написала, что сделала это, чтобы не мешать мужу исполнить его священный долг.
Можно долго рассуждать о героизме, патриотизме и фанатизме, но я считаю, что эти люди умирали за свои убеждения. И их нельзя обвинять. А уж кто их такими сделал, и какие это были убеждения – вопрос другой.
Многие женщины погибли, работая на военных заводах, при массированных бомбардировках Токио и других японских городов американской авиацией. Их души тоже нашли покой в Ясукуни. Не остались обойденными жертвы атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. А вот раскаяния по поводу многочисленных жертв японских бомбардировок я не встретил. Скромно замалчивается разгром и капитуляция Квантунской армии. Зато показаны страдания бедных японских солдатиков в ужасных сибирских лагерях. Но сожаления по поводу бесчеловечного отношения к военнопленным из других стран я тоже не нашел. А примером может служить «Батаанский марш смерти» 1942 года и строительство тайско-бирманской железной дороги.
В большом выставочном зале второго этажа представлена боевая техника и оружие Японии периода Великой Восточно-Азиатской войны. Пикирующий бомбардировщик «Суйсэй» («Suisei») – «Комета». Он был принят на вооружение в декабре 1943 года. Состоял на вооружении японской морской авиации и базировался в основном на авианосцах. До конца войны было построено 2157 таких машин. С изменением военной ситуации многие самолеты стали базироваться на наземных аэродромах, а не на авианосцах. В конце войны много бомбардировщиков было потеряно из-за использования их камикадзэ.
Данная машина была найдена в 1972 году Эндо Нобухито (Endo Nobuhito) в джунглях недалеко от бывшего аэродрома на острове Йап (Yap) одном из Западных Каролинских островов в центре Тихого океана. Возвращение её в Японию стало возможным благодаря помощи Nippon Television Network Corp. Самолет восстанавливался на базе ВВС Сил самообороны Кисарацу (Kisarazu), где во время войны базировались эти машины, под руководством историка, специалиста по военной авиации Танака Шоичи (Tanaka Shoichi). 5 апреля 1981 года самолет был передан в музей храма Ясукуни.
Образцы японской бронетехники времен Второй мировой войны сейчас находятся в некоторых, участвовавших в этой войне, странах. И меньше всего их в самой Японии. Тем не менее, очень интересная машина есть в музее Юсюкан. Это танк «Тип 97» или «2597», более известный как «Чи–ха», что в переводе означает «средний третий». Уникальность экспоната в том, что это танк первой серии, вооруженный короткоствольной 57-мм пушкой «97» и оснащенный поручневой медной антенной. Машина участвовала в боях на Окинаве, получила боевые повреждения, о чем свидетельствует пробоина в левом борту и перебитая гусеница. Затем долго ржавела под открытым небом. В весьма плачевном состоянии попала сначала в американский военный музей Окинавы, где была восстановлена, но при этом почему-то очень грубо покрашена. В 1984 году танк был передан в музей Юсюкан.
Самолет – снаряд Yokosuka МХY7» Ohka» («Ока») модель 11 («Цветок вишни») мог нести 1200 кг взрывчатки, и управлялся пилотом-камикадзэ. «Ока» подвешивался к бомбардировщикам. При подлете к цели эти самолеты-снаряды отцеплялись, и дальше их пилотировали смертники. «Ока» имел реактивный двигатель, который развивал скорость до 855 км/час. Модели в витринах показывают, как выглядела подобная связка. В действительности атаки камикадзэ на «цветках вишни» не были эффективными. Связка бомбардировщика с самолетом-снарядом оказалась очень уязвимой из-за того, что самолеты-носители часто сбивались истребителями союзников или огнем зенитной артиллерии. Первое боевое применение «Ока» состоялось 31 марта 1945 года. До конца войны японцы с помощью «цветков вишни» смогли поразить лишь несколько американских кораблей.
Yokosuka МХY7» Ohka» («Ока»)
Экспонатам, представляющим императорский ВМФ, уделено достойное место. Торпеда «кайтэн» несла 1500 кг взрывчатки, управлялась смертниками – подводными тэйсинтай и выпускалась с подводных лодок. Как предполагало японское верховное командование, «кайтэны» должны были нанести американским ВМС катастрофические потери, что изменило бы ход войны. В 1944 – 1945 годах смертники на «кайтэнах» провели ряд успешных атак против американских кораблей. Предполагается, что в результате атаки такой человекоторпеды был потоплен тяжелый крейсер «Индианаполис». Но это до сих пор спорный вопрос.
После пуска с подлодки пилот с помощью перископа наводил «кайтэн» на цель. Затем он переводил торпеду в режим атаки: перископ убирался, включался максимальный ход. Если пилот промахивался, то погибал мучительной смертью от недостатка кислорода. Поэтому позже на «кайтэнах» стали устанавливать механизм самоликвидации. По разным данным в человекоторпедах погибло около 100 смертников. Это было «оружие отчаяния», так как ход войны был уже предрешен. Рядом с человекоторпедой выставлена хвостовая часть обычной парогазовой торпеды. Она применялась для «кайтэнов» тоже.
Скульптура водолаза-смертника «фукурю». Его оружие – шестовая мина с 8 кг взрывчатки. Он должен был ударить ею в днище вражеского судна.
Быстроходный катер со взрывчаткой, управляемый надводным тэйсинтай «синъё». Такие катера использовались японцами на Филиппинах. А рядом в витрине можно видеть его модель с фигурой смертника.
Зенитное корабельное орудие, снаряды главного калибра 457-мм с суперлинкоров «Ямато» и «Мусаси». 140-мм орудие с линкора «Нагато», который был первым линкором, полностью спроектированным и построенным в Японии. Он вступил в строй в 1920 году, имел новейшее артиллерийское вооружение. Причем 140-мм пушки были новинкой для японского флота, корабли которого ранее вооружались 152-мм и 120-мм орудиями британского образца. «Нагато» участвовал в боях при Мидуэй и в заливе Лейте. Это был единственный из всех японских линкоров, который уцелел во время войны. После войны корабль использовался в качестве мишени при американских ядерных испытаниях у атолла Бикини. Во время второго испытания 29 июля 1946 года линкор затонул.
В зале представлены также модели японских боевых кораблей. Например, выполненные в масштабе 1:100 модели тяжелых крейсеров «Такао» («Takao») и «Майа» («Maya»). Модель авианосца «Сокаку» («Shokaku») выполнена в масштабе 1:50. Эта точная копия была построена Токийским клубом моделистов за два года. Члены клуба вручили её музею Юсюкан, чтобы почтить память и успокоить души моряков экипажа «Сокаку», которые отдали свои жизни за Родину.
Авианосец «Сокаку» был построен в Йокосука (Yokosuka) и 8 августа 1941 года вошел в строй. Он играл важную роль в операциях флота во время Великой Восточно-Азиатской войны, включая атаку на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года. Авиация «Сокаку» участвовала в потоплении британского авианосца «Гермес», нанесла повреждения американскому авианосцу «Энтерпрайз» и потопила авианосец «Хорнет». Во время сражения у Марианских островов 19 – 20 июня 1944 года «Сокаку» был торпедирован американской подводной лодкой «Кавэлла». Из-за возникших пожаров авианосец взорвался и затонул. Все 1300 человек команды также погибли.
В одной из витрин можно видеть танковый пулемет «тип 92», калибра 7,7мм. Его вес со станком составлял 55 кг. За специфический звук при стрельбе американские солдаты дали ему прозвище «дятел». Здесь же лежит 25-мм автоматическая пушка модель 96 образца 1936 года.
Экспозицию дополняют коллекция стрелкового оружия, картин батального жанра и, найденные на местах боев, предметы военного снаряжения.
Коллекция музея богатая, интересная и, безусловно, заслуживает внимания. Она насчитывает более 100 тысяч экспонатов. Но я покидал музей с двояким чувством. Однако, если представится возможность и будет желание его посетить, нужно воспринимать этот музей таким, какой он есть.
Так же, как и саму Японию.
Адреса фото: