СПРАВКА
1. Храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня построен на месте Голгофы, где, по христианской традиции, был распят, погребён и воскрес Иисус Христос.
Храм Гроба Господня расположен в Христианском квартале Старого города Иерусалима.
Храм Гроба Господня считается главной святыней, а с IV века местом паломничества христиан всего мира.
История Храма Гроба Господня
Место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа почиталось ранними христианами, даже тогда, когда Иерусалим подвергся полному разрушению римлянами в 70 г.
При римском императоре Адриане в 135 г. было подавлено второе иудейское восстание. Император изгнал иудеев из Иерусалима и полностью перепланировал город, основав в его границах новый город – Элия Капитолина. Он также изменил название страны с Иудеи на Палестину, а на месте Голгофы был построен храм в честь Венеры (Афродиты). По другим источникам – в честь Юпитера.
Во времена императора Константина Великого христианство стало государственной религией Римской империи. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать – царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. В 325 г. св. Елена в почти 80-летнем возрасте совершила паломничество в Святую землю после сновидения «в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми».
По указанию св. Елены и под руководством епископа Макария Иерусалимского были проведены раскопки и обнаружена пещера, в которой, по преданию, был погребён Иисус Христос, также были обретены Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI (аббревиатура фразы «Иисус Назарянин, Царь Иудейский»).
Существует легенда, что Еленой было найдено три креста и для того, чтобы определить, какой крест истинный, она прикладывала их к гробу покойника, проходящей мимо похоронной процессии. При прикосновении истинного креста, произошло чудо воскрешения.
За свои заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.
На месте находок император Константин повелел соорудить великолепный храм во славу Воскресения Христова – первый Храм Гроба Господня.
Status quo
С точки зрения церковной юрисдикции храм находится в совместном владении и под совместным управлением шести конфессий христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв.
На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.
Церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» – Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии – Эфиопской (Коптской) церкви.
Главные святыни – Голгофа, Кувуклия, Кафоликон, как и общее руководство службами в Храме, принадлежат Иерусалимской православной церкви.
Правовые, имущественные и территориальные границы, закрепленные за каждой из конфессий, строго оговорены в соглашении, принятом в 19 веке, и известном как «статус-кво». Каждой конфессии отведены свои часы для молитв, ни одна икона, ни одна лампада не могут быть добавлены или убраны, ни один гвоздь не может быть вбит без всеобщего согласия.
Разделение полномочий
Из-за постоянных конфликтов христиан с мусульманами и различных христианских конфессий ключи от Храма Гроба Господня хранятся у арабской семьи Джуди, а право открывать Храм принадлежит другой арабской семье – Нусейба.
Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.
Кувуклия
Небольшая (6 х 8 м) купольная мраморная часовня в центре Ротонды Храма Воскресения Христова, заключающая в себе Гроб Господень. Была возведена в начале IV века.
В Кувуклии имеются два помещения: Гроб Господень и Придел Ангела.
Гроб Господень
Гроб Господень – малое (1,93 x 2,07 м), внутреннее, западное помещение. В нем справа от входа, на высоте полуметра от пола, находится каменное погребальное ложе, покрытое старинной плитой белого мрамора. Согласно Евангелию именно здесь Иисус Христос был погребён после Распятия и на третий день воскрес.
Гроб Господень это типичная высеченная в природной скале еврейская гробница периода Второго Храма. Тело Христа было положено на каменное погребальное Ложе (200 x 80 см, высота от пола 60 см) ногами на восток (то есть ко входу), головой на запад, по еврейскому обычаю. С давних пор Ложе сильно повреждено неразумной ревностью паломников, которые любой ценой стремились отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, святое Ложе было закрыто плитой белого мрамора, которая сейчас уже пожелтела от времени (нынешняя плита положена в 1555 году). Несколько столетий назад плита треснула поперек. С этой трещиной связано предание, что она чудесным образом возникла, когда мусульмане захотели взять мраморную плиту для украшения мечети. Появление трещины остановило мусульман, и плита осталась на своём месте.
Сегодня только православные, армяне и католики имеют право поочередно служить здесь, поскольку именно эти вероисповедания сообща владеют Гробом Господним. Ежедневно на Гробе Господнем совершаются три литургии.
Гроб Господень является главным алтарём Храма Гроба Господня (Воскресения Христова) и настолько мал, что вмещает не более 3-4 человек одновременно.
Придел Ангела
Придел Ангела – более обширное (3,4 х 3,9 м), восточное, почти прямоугольное помещение. Через него попадают в Гроб Господень.
В приделе Ангела, в северной и южной стенах устроены два овальных отверстия, которые используются в Великую Субботу для передачи Благодатного огня из часовни наружу.
По традиции, в этот день патриархи греко-православной и армянской церквей входят в Кувуклию. Патриарх греческой церкви входит в пещеру Гроба Господня и молится о ниспослании огня. Патриарх армянской церкви остается в приделе Ангела. В его обязанности входит наблюдать за тем, чтобы греческий патриарх не возжег огонь при помощи природных средств.
Когда огонь загорается, греческий патриарх выносит горящую лампаду, от которой армянский патриарх зажигает свечи (связки из 33-х свечей, по количеству лет земной жизни Христа), затем оба священнослужителя выходят к верующим.
Коптский придел
С запада, с той стороны куда была обращена Глава Христа, к Кувуклии Храма Гроба Господня пристроена небольшая часовня. Часовня Главы принадлежит Коптской церкви. Это – единственное коптское владение в храме.
Голгофа.
Вторая святыня Храма Гроба Господня.
В застекленном окошке можно увидеть трещину в скале, которая по преданию образовалась при последнем вздохе Иисуса.
Камень Помазания
У подножия Голгофы, прямо напротив входа в Храм Воскресения Господня, лежит древнейшая христианская святыня – Камень Помазания.
На этом Камне, согласно преданию, снятое с Креста безжизненное Тело Иисуса было уготовано для погребения и помазано миром.
По преданию, два последователя Христа – Иосиф Аримафейский, бывший членом Синедриона, и Никодим – положили тело Иисуса Назарянина, сняв Его с Креста, и провели обряд Миропомазания перед тем, как положить в гробницу, принадлежавшую Иосифу.
На мраморной доске, расположенной рядом по гречески написан евангельский текст:
«…Иосиф из Аримафеи, ученик Иисуса, но тайный – из страха от Иудеев, просил Пилата, чтобы снять Тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял Тело Иисуса. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли Тело Иисуса и обвили Его пеленами и благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи». (Ин., 19:39-40).
Над Камнем горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская.
Пуп Земли
Третья часть Храма Гроба Господня – Храм Воскресения. В его центре на мраморном полу на небольшом возвышении установлена каменная ваза, символизирующая «Пуп Земли».
С древности христиане называли Иерусалим центром Земли, основываясь на словах псалма:
«Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!» (Пс.73:12), а также на словах пророка Иезекииля:
«Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него — земли» (Иез.5:5).
В самом же Иерусалиме, чуть ли не со времен св. царицы Елены, стали указывать Пуп Земли прямо напротив входа в пещеру Гроба Господня.
Тогда же это место сделалось символическим христианским центром Земли, местом спасения всего человеческого рода.
По православной традиции оно и сейчас находится внутри Храма Гроба Господня, в середине прямой линии, соединяющей алтарь кафедрального храма Иерусалимского Патриархата, Храма Воскресения, и Кувуклию.
Чтобы обозначить его точное местоположение, здесь ставят символическую невысокую мраморную чашу с шаром внутри, на котором начертан крест.
Точно не известно, когда и кем поставлена здесь эта чаша. Возможно греки-христиане таким образом символически отметили в Иерусалиме христианский центр Земли в противовес находившемуся в Дельфах, в храме Аполлона, омфалу – камню, символизировавшему центр языческого мироздания.
Рядом с чашей греческие монахи ставят такой же невысокий светильник со множеством свечей и ящик для пожертвований.
Чаша настолько легка, что её приковывают цепью, чтобы туристы и паломники не смещали или уносили её.
Сдвигать со своего места чашу, а вместе с нею, получается, смещать и сам «центр Земли» могут только греческие монахи и помогающие им сестры, моющие пол в храме. Впрочем, уборщики тут же возвращают чашу на старое место, и земное равновесие восстанавливается:).
Подземная церковь св. Елены
Церковь XII в., расположена на нижнем уровне храма Гроба Господня в Иерусалиме.
По правую сторону в церкви располагается темная лестница из 13 железных ступеней, которые и ведут к пещере Обретения Креста. Вдоль неё на стенах можно увидеть вырезанные на стенах кресты, оставленные воинами-крестоносцами и паломниками.
Интересная статья «Храм гроба Господня в Иерусалиме и археология (реконструкция по теории Дана Бахата)» http://www.bogoslov.ru/text/398967.html
2. Храмовая гора
История Храмовой горы начинается с царя Давида, который выкупил здесь землю и построил жертвенник Богу
Храмовая гора или Харам Аш-Шариф – холм в юго-восточной части Старого города Иерусалима. Вершина представляет собой обнесённую высокими стенами прямоугольную площадь, возвышающуюся над остальными частями Старого города. Высота — 774 м над уровнем моря.
Наиболее священное место для иудаизма и третье по святости для ислама.
Храмовая гора отождествляется с горой Мориа, на которой Бог указал Аврааму принести в жертву своего сына Исаака.
На территории Храмовой горы находился Храм Соломона, а затем и Второй Иерусалимский Храм, разрушенный римлянами. Здесь же, согласно еврейской традиции, в будущем будет стоять Третий Храм.
Здесь находятся святыни ислама – мечети Аль-Акса и Купол Скалы.
Первый Иерусалимский Храм.
Около 1000 года до н.э. после завоевания Иерусалима и провозглашения его столицей, царь Давид перенес туда Скинию, служившую переносным Храмом для иудеев, а также Ковчег Завета, где хранились каменные таблички, с высеченными на них Десятью Заповедями, главная святыня иудейской религии. Давид задумал возвести Храм на горе Мориа, но ему было не позволено строить из-за кровопролитных войн, которые он вел на протяжении своего царствования, а также из-за прелюбодеяния с Вирсавией (которая впоследствии стала его женой и матерью Соломона) и пособничества в гибели Урии, мужа Вирсавии.
Строить Первый Иерусалимский Храм начал его сын – Соломон. Соломон получил от Давида план строительства Храма и на четвертый год своего царствования приступил к строительству.
Он обратился за помощью к царю Тирскому – Хираму. Хирам присылал для строительства Храма кедры и кипарисы, а также опытных работников. Во главе которых стоял легендарный мастер Хирам. История мастера тесно связана с историей масонства.
Строительство длилось семь лет.
Можно ли считать Иерусалимский Храм только культовым сооружением? Что означал Храм в жизни еврейского народа и почему вот уже несколько тысячелетий евреи скорбят и оплакивают Иерусалимский Храм?
Следует заметить, что прийти в Иерусалимский Храм мог не только еврей, строго соблюдающий заповеди, а любой человек (в том числе и нееврей), который просто захотел приблизиться к Богу и принести благодарственную или искупительную жертвы.
В те времена существование Господа не было вопросом веры, а очевидным фактом, как существование звезд на небе.
Кроме того, Иерусалимский Храм был мощным экономическим фактором в развитии страны.
Храму были необходимы жертвенные животные, которых надо было выращивать, вино и оливковое масло для проведения обрядов, специально сотканные одежды для священнослужителей, украшения и другая утварь для Храма, которую тоже нужно было производить.
Перед праздниками Храм проводил проверку и починку дорог по всей стране, чтобы люди могли исполнить «заповедь паломничества» и добраться в Иерусалим со всех концов страны.
В те времена не было телефонов и, чтобы преодолеть расстояния между несколькими городами, могли потребоваться дни и даже недели, поэтому Иерусалимский Храм являлся также средством общения евреев. В дни праздников к Храму стекались не только евреи из Израиля, но и представители еврейских общин со всех концов света. Таким образом Иерусалимский Храм давал возможность каждому пришедшему почувствовать единство еврейского народа, приобщиться к культуре и традициям.
Также в Иерусалимском Храме заседал Верховный суд - Синедрион. Он решал важные юридические и религиозные вопросы. И если еврей не мог разрешить свою проблему на уровне местного суда, он приходил с ней в Храм.
Таким образом, Иерусалимский Храм был центром религиозной, экономической, культурной и юридической жизни Иерусалима, и всего еврейского народа.
Что же произошло с евреями после разрушения Храма? Нарушился их привычный уклад жизни. Ведь так или иначе жизнь любого еврея была связана с Храмом. Теперь они не знали, куда им идти в праздник для жертвоприношений, ведь Храм разрушен. Как вообще исполнять «заповедь паломничества», кому отдавать десятину, как поддерживать связь со своими братьями в других странах, где теперь будут служить священники? Настоящая жизнь была разрушена, а будущее – непонятно.
Первый Иерусалимский Храм просуществовал около 400 лет. Он был сожжен в 586 году до н.э., когда вавилонский царь Навуходоносор захватил и полностью разрушил Иерусалим.
Второй Иерусалимский Храм.
Через полвека, с приходом к власти персидского царя Кира, евреям разрешается вернуться в Израиль и приступить к восстановлению Храма. (538 год до н.э.) Расходы по строительству казна берет на себя. Евреи возвращаются, расчищают территорию Храма от обломков и устанавливают там алтарь, таким образом возобновив культ жертвоприношений еще до строительства Храма. Работами руководят потомок царя Давида – Зоровавель и Первосвященник Иехошуа. Но из-за распрей между евреями и самаритянами (самаритяне, считавшие себя потомками израильского колена Иосифа, всячески препятствуют восстановлению Храма, так как не были допущены к его строительству), возведение Второго Храма было приостановлено на 15 лет. Затем строительство продолжили и в 516 году до н.э. (через 70 лет после разрушения Первого Храма) Второй Иерусалимский Храм был освящен. Он был более скромен в размерах и не так богато украшен, как Первый Храм. После вавилонского пленения Ковчег Завета был безвозвратно утерян и на его месте находилась лишь мраморная плита.
Со временем Храм достраивали и украшали. Многие завоеватели Иудеи относились с почтением и уважением к Храму и посылали туда богатые дары.
Но когда к власти пришел сирийский царь Антиох IV Епифан, он начал проводить жесткую политику насаждения греческого языка и культуры еврейскому населению. Недовольство в стране росло и, когда Антиох разграбил, а в 167 году до н.э. осквернил Храм, установив на жертвеннике алтарь Зевса, в стране вспыхнуло вооруженное восстание под предводительством Иуды Макковея. Восстание победило, Храм был очищен и освящен. С тех пор празднуется праздник Хануки в честь обновления Храма.
Ирод вдвое увеличил площадь Храмовой горы, для чего были воздвигнуты подпорные стены. Одна из них, западная, сохранилась до наших дней и известна как Стена Плача.
После завоевания Иерусалима Ирод Великий решил перестроить и реконструировать Второй Храм. Ирод значительно перестроил город, проложил новые дороги и перестроил систему водоснабжения. Во времена правления Ирода родился Иисус Христос.
Работы по расширению и перестройке Храма начались около 20 года до н.э. и были полностью завершены только к 64 году н.э. уже при Агриппе II и Храм был освящен во второй раз. Хотя Храм был почти полностью перестроен, его не стали называть Третьим, и по-прежнему он носил название Второй Иерусалимский Храм.
Храм был построен из белого мрамора и богато украшен. В Талмуде говорится, что «тот, кто не видел Храма Ирода, никогда в жизни не видел красивого здания».
Из описания Иосифа Флавия: «Внешний вид Храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи».
Период Второго Храма стал периодом расцвета страны, а Иерусалим превратился в крупный торговый город.
Роковую роль в истории израильского народа сыграла Иудейская война 66-73 годов.
Весной 70-го года римский военачальник Тит, сын императора Веспасиана со своей армией подошел к Иерусалиму и осадил его. В Иерусалиме продолжалась братоубийственная война и во время одного из таких боев сгорели продовольственные склады. Вскоре в городе начался голод. Это и стало одной из причин падения Иерусалима.
Осада города длилась пять месяцев, но все же римлянам никак не удавалось овладеть Храмом, оставшиеся повстанцы сражались до последнего. Храм пал, когда Тит приказал поджечь ворота.
Второй Иерусалимский Храм сгорел. Иерусалим был превращен в руины, Храмовая гора распахана, оставшиеся в живых были порабощены римлянами.
В Талмуде говорится о причинах разрушения Второго Храма: «За то, что возлюбили богатство... и возненавидели друг друга».
В 135 году римский император Адриан повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию «Элия Капитолина», а Иудею называть «Сирия-Палестина».
В новом городе на месте Храма было воздвигнуто святилище, посвященное Юпитеру. Евреям под страхом смерти запрещалось входить в Иерусалим.
Константин был основателем Византийской империи и ревностным христианином. Он стремился превратить город во всемирный центр христианства и построил здесь много церквей, в том числе и Храм Гроба Господня. Император Константин также вернул городу имя Иерусалим. Политики тотальной христианизации придерживалось и большинство других византийских правителей, которые сохраняли запрет на проживание евреев в Иерусалиме. Во время византийского периода Храмовая гора была в запустении. Под её стенами была устроена городская свалка.
В 638 году Иерусалим завоёвывает Халиф Омар ибн аль-Хаттаб – и город оказывается под властью ислама.
В 687-691 гг. по повелению Абдул аль-Малика, над Камнем основания, где до разрушения Храма находилась Святая Святых, был воздвигнут Купол Скалы, знаменитый своей позолоченной крышей.
При мусульманах Иерусалим стал называться Аль-Кудс – Святой, место, с которого, как считается, Магомет вознесся на небо, чтобы получить Коран.
В 1095 году папа римский Урбан II призвал католиков Европы освободить из рук неверных главную святыню христианского мира – Гроб Господень.
На целый век Иерусалим стал центром царства крестоносцев (1098-1187).
Правление крестоносцев вызвало интенсивную христианизацию Иерусалима. Многие мусульманские святыни были превращены в церкви (например, мечеть Купол Скалы – в церковь Храма Господня, мечеть Аль-Акса в церковь Соломона, главную резиденцию ордена тамплиеров).
В настоящее время на Храмовой горе расположен Харам аш-Шариф с мусульманскими святынями – Аль-Акса и Купол Скалы, возведенными на месте Иерусалимского Храма.
Современный вид Харам аш-Шариф сформировался в османский период (XVI в.) и представляет собой просторную почти прямоугольную площадь, возвышающуюся над Старым городом.
Со всех сторон Харам аш-Шариф обнесён высокими стенами.
Мечеть Аль-Акса
Третья святыня ислама после Каабы (Мечеть Аль-Харам) в Мекке и мечети Пророка в Медине.
Мечеть Аль-Акса была первой киблой в исламе до перенесения ее в Мекку. Кибла – направление, в сторону которого мусульмане обращаются лицом во время молитвы.
С этим местом связано ночное путешествие пророка Мухаммеда. Однажды ночью Мухаммеду явился архангел Джабраил (Гавриил) и предложил ему сесть на крылатого коня с человеческим лицом Ал-Бурака, чтобы из Мекки перенестись в священный Иерусалим.
Мечеть имеет большое подвальное помещение, известное под названием Соломоновы конюшни (крестоносцы использовали их действительно в качестве конюшен).
Стены мечети до половины покрыты белым мрамором, а выше – великолепными мозаиками.
Мечеть Аль-Акса – одна из самых крупных мечетей, во время пятничных молитв она может вместить до 5000 молящихся.
Купол Скалы
Расположен на вершине горы Мориа и не является действующей мечетью. Это архитектурный памятник, оберегающий священную скалу, с которой пророк Мухаммед вознесся в небо.
Эта скала (вершина горы Мориа), еще задолго до возникновения ислама, считалась краеугольным камнем мироздания, поскольку именно с неё Господь начал Сотворение мира.
Именно здесь Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака, царь Давид построил алтарь, а его сын, Соломон, воздвиг здесь Храм, где хранился Ковчег Завета.
Там Мухаммеду было позволено вознестись на небо, где он встречался с пророками и предстал перед Аллахом, который доверил ему заветы мусульманской веры.
В Куполе скалы хранится отпечаток стопы Мухаммеда и три волоска из его бороды.
Вход в мечеть Купол скалы запрещён для всех «неверных».
Мечеть располагается на террасе и с каждой стороны к ней ведут пологие ступени. Четыре двери ориентированы на четыре стороны света.
Стены украшены мозаикой и плиткой в характерной для ислама бело-сине-зелено-золотой гамме. Внутренние стены украшены надписями из Корана, выполненные золотом.
Сама священная скалистая площадка находится в самом сердце Купола Скалы.
По преданию, во время вознесения Мухаммеда, скала должна была последовать за ним и даже «оторвалась» от земли и теперь «висит» в воздухе. Под ней образовалась небольшая пещера, почти квадратной формы, где царь Давид и построил алтарь.
Купол скалы является одним из древнейших памятников исламской архитектуры и считается одной из важнейших святынь у мусульман.
Камень Основания
Название священного камня в центре Купола Скалы на Храмовой горе в Иерусалиме.
Камень Основания – скала на Храмовой горе, у которого располагалась Святая святых Иерусалимского Храма.
Считается краеугольным камнем мироздания, поскольку именно с неё Господь начал Сотворение мира.
Камень Основания находится внутри мусульманского Купола Скалы.
3. Стена Плача
Стена Плача – часть массивной западной каменной стены вокруг Храмовой горы Старого города Иерусалима, уцелевшая после разрушения римлянами в 70 г. Второго Иерусалимского Храма.
Стена Плача считается самым священным местом в иудаизме.
Общая длина Стены 488 м.
Стена была сооружена в 19 г. до н.э. Иродом Великим для поддержания земляной насыпи, сделанной в период расширения территории Храма.
Она была сооружена из огромных обтесанных каменных блоков без скрепляющего раствора, все камни очень плотно подогнаны друг к другу.
Для большей эффективности каждый новый ряд камней устанавливался уступом внутрь и поэтому стена немного наклонена.
При строительстве Ироду Великому пришлось пойти на хитрость, чтобы не спрашивать разрешения у Рима на подобное строительство. Он отправил в Рим гонца за разрешением, зная, что это займет много времени, а сам начал строительство. Когда гонец вернулся из Рима, строительство было закончено, а в ответном письме Октавиана Августа было написано: «Если не начал строить, то не строй. Если начал – разрушь. Если закончил – оставь все как есть».
Местом молитвы Стена стала после разрушения Храма, когда евреи начали оплакивать уничтоженную святыню и молить Бога о возрождении Израиля, отсюда и происходит её название – Стена Плача.
В священных писаниях говорится, что оба разрушения не произошли случайно. Евреи были наказаны за идолопоклонничество, кровопролитие и кровосмешение в первый раз и за беспричинную междоусобную войну – во второй.
Евреи всего мира молятся в сторону Израиля, евреи Израиля молятся в сторону Иерусалима, а евреи Иерусалима молятся в сторону Стены Плача.
Стены возвышаются на высоту 15-ти метров и еще часть стены находится под грунтом.
Площадь перед Стеной Плача является огромной синагогой под открытым небом. На площади проходят торжественные церемонии в День независимости Израиля и в День освобождения Иерусалима, приносят присягу новобранцы ЦАХАЛ.
Здесь отмечают торжественные события, например, достижение детьми возраста религиозного совершеннолетия (Бар мицва и Бат мицва). Некоторые приходят к Стене, чтобы читать Книги псалмов, другие вкладывают между камнями листочки с просьбами к Всевышнему. Раз в месяц все записки собираются и закапываются в специальных емкостях на Масличной горе, так что все послания к Всевышнему никогда не исчезнут.
Почта Израиля оказывает услуги по доставке записок к Стене Плача. Размещает их Верховный раввин Стены. Подобные доставки осуществляются несколько раз в год, «как только скапливается достаточно много писем к Богу».
4. Галилейское море
Галилейское море, озеро Кинерет, Тивериадское море, Хиннерефское или Геннисаретское море, озеро Тарихея – многочисленные названия этого озера в разных источниках.
Именно на берегах Галилейского моря Христос начал свои проповеди, именно здесь он нашел многих своих учеников и творил чудеса.
В озере обитают более 50 сортов рыбы, некоторые из которых уникальны. Знаменитую рыбу Святого Петра (другие названия – тиляпия, мушт, амнон) ловят именно здесь. Особенность рыбы – она (вернее он, самец) «вынашивает» оплодотворенную икру во рту. А потом мальки, пока не подрастут, прячутся там в случае опасности.
Достопримечательности вокруг озера Кинерет
На берегах Галилейского моря расположены многочисленные христианские Святые места.
Ярденит – место истока Иордана из озера Кинерет, где Иисус крестил своих учеников.
Капернаум – центр проповеднической деятельности Христа, где было им сотворено множество чудес.
Табха – семь источников, где, по одной из версий, произошло чудо умножения хлебов и рыб и чудо хождения по воде.
Гора Блаженств, где была произнесена Нагорная проповедь.
Церкви 12 апостолов и Святого Петра.
Курси, где изгнанные из человека бесы (имя им – легион) вселились в стадо свиней, а стадо бросилось с обрыва в озеро Кинерет.
На западном берегу расположена еврейская святыня – город Тверия, родина Талмуда.
Церковь Умножения Хлебов и Рыб
На северо-западном берегу Кинерета расположены источники, которые создают впадающие в озеро ручьи. С древних времен источники «оживляли» долину, делая ее плодородной и красивой. Впадающие в озеро ручьи привлекали сюда рыбу, поэтому в этих местах было развито рыболовство. Местность называлась Heptapegon – от греческого «семь источников». На арабском слово постепенно стало звучать как Табха, теперь так называют эту долину и на русском языке.
Согласно Писанию, именно здесь происходили многие важные события, описанные в Евангелиях. Одно из них – чудо умножения хлебов и рыб, сотворенное Христом у семи источников на берегу озера Кинерет. Согласно Библии Христос тогда сумел накормить пятью хлебами и двумя рыбами 5000 человек. На месте этого чуда в четвертом веке была построена небольшая церковь, алтарем которой служил тот самый камень, на котором Христос ставил корзины с едой.
Монастырь Русской Духовной Миссии в честь св. Марии Магдалины.
Монастырь находится на самом берегу озера Кинерет, в местечке Магдала, недалеко от места рождения святой, в 5 км от города Тверия. Обитель сооружена на том месте, где, по преданию, Господь изгнал семь бесов из Марии Магдалины. Здесь расположены несколько источников, один из них – с родоновой водой.
5. Гора Фавор
В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения, хотя в Евангелии нет упоминания о пребывании Спасителя с учениками именно на Фаворе. Есть упоминание в Евангелии от Матфея и Марка о «горе высокой»: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился перед ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (От Мф. 16, 21-28).
Гора Фавор или Тавор – расположена в Нижней Галилее, в восточной части Изреельской долины, в 9 км к юго-востоку от Назарета, в 11 км от Галилейского моря.
Фавор – это отдельно стоящая гора, возвышающаяся над долиной на 588 м. Склоны Фавора заросли вечнозелеными дубами, оливами, акацией, орешником, олеандром, кустами диких роз и жасмина.
Рядом с горой Фавор расположены два арабских селения Шибли и Дабурийа и еврейское поселение Кфар Тавор.
Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя утвердилась при святой равноапостольной царице Елене. При ней на Фаворе были построены величественная базилика на месте Преображения и храм на месте, где спали во время Преображения святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Базилика Преображения стояла на самой высокой точке горы, второй храм несколько ниже, на близком расстоянии от базилики.
С IV века на Фавор стали совершаться паломничества.
В 1177 году греческий паломник Иоанн Фока родом из Крита оставил интересные подробности о сооружениях на горе Фавор, описывая латинский и православный греческий монастыри на самой вершине горы, подчеркивая, что само место Преображения находится в руках латинян. «Гора Фавор, земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей. Ибо этой горе присуща преосеняющая ее некая божественная благодать, от того она и возбуждает духовную радость. Это круглый и умеренно возвышенный холм. На вершине его находятся два монастыря, в которых христиане отшельники умилостивляют Божество разноязычными песнопениями, и на той его части, на которой совершилось спасительное Преображение Христово, находится сонм латинских монахов, а на правой стороне наши назореи освящаемые освящают освященное оное место. Ибо спасительное Преображение Христово совершилось на вершине того холма, на котором находится и латинский монастырь, в алтаре же его храма находится и самое место, на котором преобразился Господь посреди Илии, Моисея и трех своих избранных учеников Петра, Иоанна и Иакова. Место это ограждено медными решетками. А на том пункте, на котором стояли ноги Господни, виден чрезвычайно белый мраморный кружок, посредине которого изображение креста. Неизреченное благовоние, из него изливающееся, услаждает обоняние приходящих. Bне же монастыря на расстояние примерно вержения камня, находится небольшая пещера, в которую Христос, вошедши после страшнаго Преображения, заповедал ученикам никому не говорить о видеши, доколе не воскреснет из мертвых».
Пещера Мельхисидека
Анонимный греческий паломник 1253-54 года, говоря о Фаворской горе, замечает, что «на средине горы находится та пещера, в которой Мелхиседек пробыл 40 лет» и в окрестностях которой согласной преданию Мелхиседек встретил праотца Авраама с хлебом и вином.
Православный греческий монастырь Преображения Господня
С 1854 года руины монастырей на горе Фавор стали привлекать особое внимание православных и католиков. Сюда пришел архимандрит Иринарх выходец из Молдавии, уроженец деревни Роман недалеко от Ясс. Странствуя по Галилее, он решил поселиться вместе с сиротой – выходцем из своей родной деревни иеродиаконом Нестором на горе Фавор. Эти подвижники обустроили себе келью в виде пещерки в развалинах храма. Питались злаками и скромными подаяниями, приносимыми паломниками. Своими подвигами и строгостью жизни русские монахи сникали уважение местных жителей бедуинов и их вождя Акил-аги, который не раз приходил к старцу Иринарху за советом и был готов защищать его от всех опасностей. Волею случая архимандрит Иринарх вместе с иеродиаконом Нестором находят среди груды камней остатки древнего храма с полукруглыми нишами. Устроив там алтарь, старец стал служить для приходящих сюда паломников молебны. Паломники, число которых стало с каждым днем увеличиваться, жертвовали старцу на строительство храма. Также старцу помогли исполняющий обязанности русского консульского работника и агента Русского Общества Пароходства и Торговли в Хайфе, местный житель Аверино, собравший среди жителей своего края на храм сумму в 14000 пиастров. Помог и Иерусалимский патриарх Кирилл II, приславший на строительство 5000 пиастров и дав распоряжение Иерусалимской патриархии помогать старцу по мере надобности. Таким образом у старца Иринарха собралась сумма около 40000 пиастров и он приступил к строительству храма, а также трех жилых комнат, кухни и лошадиной мельницы. Всю площадь земли, занятую старцем Иринархом, обнесли невысокой стеной Старец Иринарх не дожил до завершения строительства храма и его освящения. Он отошел ко Господу в день Рождества 25 декабря 1859 года в возрасте 96 лет. Был похоронен на горе Фавор.
Дело продолжил его верный ученик иеродиакон Нестор, получивший от старца завещание довести все постройки до конца.
Храм Преображения Господня был достроен на средства российских жертвователей и освящён 6 августа 1862 года.
Каждый год на праздник Преображения Господня в ночь с 18 на 19 августа по новому стилю на Святую гору Фавор прибывает множество православных паломников со всего мира. Здесь Иерусалимской Патриархией служится торжественное праздничное богослужение, как правило, не в самом храме, а перед входом в него на специально сооруженном помосте с устроенным алтарем, ввиду того, что храм не в состоянии вместить всех желающих участвовать в торжестве праздника Преображения. Многие верующие свидетельствуют о чудесном Фаворском облаке, сходящем после Литургии на православный монастырь. Православные видят в этом знак особой благодати Божией.
Базилика Преображения Господня
Церковь францисканского монастыря, построенная на горе Фавор в Галилее. Согласно католической традиции Преображение Иисуса Христа произошло именно здесь.
Он воздвигнут на руинах древней византийской церкви IV-VI вв. и церкви XII в., построенной крестоносцами. Часть руин этих древних разрушенных храмов видна перед собором, они обнаружены при его строительстве.
Базилика Преображения Господня является католической, но тем не менее и православные паломники посещают эту святыню.
Базилика была выстроена в 1919-24 годах архитекторами братьями Антонио и Джулио Барлуцци. В путеводителе епископа Мефодия (Кульмана) эта базилика описывается следующим образом: «Красивый фасад возникает из окружающих масс темного камня, многочисленных развалин отдельных зданий, храмов и келий. Видимо, здесь и наблюдались в средних веках 4 храма. Две башни фасада справа и слева от входа стоят над часовнями – одна во имя пр. Илии, а другая - Моисея, на месте древних им же посвященных малых церквей. Отсюда колоссальный корабль базилики ведет к главному алтарю, куда вниз ведут несколько мраморных ступеней, – древнему уровню места - здесь можно видеть камни первоначальной византийской базилики».
Внутри базилика имеет три нефа; в главной алтарной апсиде находится мозаичное изображение Преображения. Оно сделано из золотистой мозаики, символизирующей Преображение Иисуса Христа на этой горе.
Источники:
http://www.israelion.com/places/index.shtml?6
http://www.erusalim.ru/istoriya_ierusalima.html
http://sandalitour.com/news/news_post/ekskuriya-galileya-hristianskaya-gora-favor-galileyskoe-more