Столыпин

Петр Аркадьевич Столыпин

Петр Аркадьевич Столыпин родился 14 апреля 1862 года. Место рождения – город Дрезден.

В метрической книге Дрезденской православной церкви читаем запись: «...имя родившегося: Петр. Родители: Свиты Его Величества Генерал-Майор Войсковой Атаман Уральского Казачьего войска Аркадий Дмитриевич Столыпин и законная его жена Наталья Михайлова, дочь князя Михаила Дмитриевича Горчакова. Воспреемники: Генерал от Инфантерии князь Петр Дмитриевич Горчаков и вдова действительного Тайного Советника графа Кутайсова Парасковия Петровна».

Первое упоминание фамилии Столыпиных было обнаружено в разрядных книгах XVI века. Есть запись о муромском городовом дворянине Григории Столыпине.

Семья

Отец – Аркадий Дмитриевич. В армии – с 16 лет, достиг впоследствии наивысшего генеральского звания. В крымскую войну познакомился с Л.Н.Толстым. Это знакомство переросло в дружбу, сохранившуюся на протяжении всей их жизни. Интересы Аркадия Дмитриевича были широки и разносторонни – он историк, писатель, скульптор, музыкант, писал пьесы и исторические сочинения.

Мать – Наталья Михайловна, урожденная княжна Горчакова. Дочь Михаила Дмитриевича Горчакова, генерала-фельдмаршала, Андреевского кавалера, наместника Польши, и племянница Александра Михайловича Горчакова, дипломата и канцлера, друга А.С.Пушкина по лицею.

Жена – Ольга Борисовна Нейгардт, правнучка А.В.Суворова, фрейлина Марии Федоровны, жены Александра III. Ольга Борисовна была невестой брата Петра Аркадьевича, погибшего в результате дуэли. Несчастье сблизило молодых людей и они поженились. «Для меня Ты и дети – все, и без вас я как-то не чувствую почвы под ногами», – писал П.А.Столыпин своей жене в одном из писем.

В семье было 5 дочерей и сын.

П.А.Столыпин с женой Ольгой Борисовной

 

С дочерью.

 

Учеба

Петр Аркадьевич получил хорошее домашнее образование. Детство его прошло в усадьбе Середниково, под Москвой. Там же прошли рани годы жизни М.Ю.Лермонтова.

В 12 лет Петр Столыпин был зачислен в гимназию города Вильно, где учился со 2 по 6 классы.

Гимназист П.Столыпин

 

В 1879 году переведен в Орловскую классическую гимназию.

1881-1885 годы – учеба в Санкт-Петербургском университете, который Петр Аркадьевич окончил с дипломом о присуждении степени кандидата физико-математического факультета.

По семейным преданиям экзамен, который принимал у П.А.Столыпина профессор Д.И.Менделеев, перерос в достаточно эмоциональный диспут. Профессор вовремя остановился и отправил студента с оценкой «отлично».

 

Служба

После окончания университета П.А.Столыпин был принят на службу в Министерство государственных имуществ.

1889 – 1902 ковенский уездный, затем губернский предводитель дворянства.

1902 – 1903  исправляющий (по-современному, исполняющий) должность гродненского губернатора. Самый молодой губернатор в России.

1903 – 1906 – Саратовский губернатор.

В 1906 году, перед самым созывом первой Государственной Думы был назначен министром внутренних дел в кабинет И.Л.Горемыкина.

21 июля 1906 одновременно с роспуском Государственной думы П.А.Столыпин поставлен во главе правительства в качестве председателя Совета министров с сохранением портфеля министра внутренних дел.

1906 – 1911 – председатель Совета министров и министр внутренних дел.

На посту гродненского губернатора.

На первом заседании гродненского комитета П.А.Столыпин предложил программу экономического переустройства губернии, в том числе мероприятия по мелиорации, кредит для сельского хозяйства и социальное страхование. При нем были открыты ремесленные училища.

На посту саратовского губернатора.

Новый губернатор начал с благоустройства города – асфальтирование, ремонт и газовое освещение улиц, модернизация телефонной сети, строительство водопровода, больниц и учебных заведений. Состоялась торжественная закладка Мариинской женской гимназии и ночлежного дома. П.А. Столыпин реорганизовал систему управления губернией.

Мирные преобразования были прерваны началом русско-японской войны. На этом посту Столыпина застала и первая революция (1905-1907 г.г.).

Саратовская губерния оказалась в центре революционных событий, и губернатор руководил подавлением крестьянских волнений.

Тогда же начались покушения на жизнь П.А.Столыпина.

 

Глава правительства

25 августа 1906 года было совершено очередное покушение на П.А.Столыпина. На даче министра на Аптекарском острове были взорваны две бомбы. Были тяжело ранены его дети: у 14-летней дочери Натальи были раздроблены кости ног, и в течение нескольких лет она не могла ходить, а 3-летний сын Аркадий получил ранения в голову. Всего погибло 33 человека (27 мгновенно, 6 умерли от ран), ранено 32. Сам П.А.Столыпин не пострадал.

 

1 сентября 1906 года по инициативе П.А.Столыпина утверждено положение о военно-полевых судах. Приговоры по делам о терроризме выносились в течение 2 суток, и приводились в исполнение за 24 часа. Это породило название «столыпинский галстук» – так назвал петлю депутат Думы Ф.И.Родичев.

Когда волнения стали стихать, правительство во главе с П.А.Столыпиным объявило курс социально-политических реформ.

Основные направления реформ:

- Земельная реформа

- Права и свободы граждан

- Формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти

- Реформирование силовых структур и судопроизводства

- Местное управление и самоуправление

- Экономика, финансы, инфраструктура

- Социальная политика

- Образование, наука и культура

- Военная реформа

 

Земельная реформа

Была призвана решить одну из ключевых проблем российской экономики начала XX века – неэффективность крестьянского хозяйства.

Указом от  9 ноября 1906 года крестьянин получил право укреплять в собственность свой надел. Раньше наделы невозможно было ни продать, ни заложить, ни сдать в аренду. Важная роль отводилась Крестьянскому банку. Отныне крестьяне могли брать ссуды в банке под залог имущества. Кроме того, банк покупал земли поместного дворянства и на выгодных условиях перепродавал успешному крестьянству.

Одно из принципиальных направлений аграрной реформы – переселенческая политика. Правительство выделяло переселенцам льготные кредиты, финансировало переезд, и даже на первых порах безвозмездно передавало в их собственность государственные, удельные и кабинетские земли.

Результаты правительственной политики за сравнительно короткий период были впечатляющи. За годы реформ расходы на агрономическую помощь населению выросли почти в четыре раза, потребление сельскохозяйственных машин на десятину посева - в три раза. Государством были произведены масштабные ирригационные работы в Сибири, в Средней Азии, на Кавказе. В сфере сельского хозяйства произошли «тектонические» сдвиги, которые затронули большинство населения России.

 

Права и свободы граждан

Россия нуждалась в системной модернизации, которая бы придала импульс дальнейшему развитию страны.

5 октября 1906 года был издан указ, даровавший гражданское равноправие большинству населения России – крестьянству. Теперь крестьяне могли беспрепятственно, без разрешения общины поступать на государственную службу и в учебные заведения. Окончательно упразднялась подушная подать и круговая порука.

Крестьяне получили право свободного избрания места жительства наравне с прочими сословиями.

Предполагалось снять ограничения, связанные с национальной и конфессиональной принадлежностью граждан России. Так, в законопроекте «Об изменении законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в другое» проводился принцип свободного избрания религии совершеннолетними.

В период министерства П.А. Столыпина были заметно расширены права старообрядческих и сектантских общин. По сути, старообрядцы и сектанты были приравнены к лицам православного исповедания. П.А. Столыпин предпринял шаги и к разрешению еврейского вопроса.

22 мая 1907 года был издан циркуляр за подписью П.А. Столыпина, согласно которому приостанавливалась высылка евреев, незаконно проживавших за пределами черты оседлости.

8 марта 1907 года правительством  внесло на рассмотрение в Государственную думу законопроект «О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции». Речь шла о необходимых гарантиях прав человека.

Формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти

Новаторство П.А.Столыпина как реформатора заключалось в том, что он проводил политику последовательной модернизации всех политических и общественных институтов Российской империи.

Отсутствие полноценного диалога между властью и обществом - одна из наиболее болевых точек в истории России XIX столетия.

П.А.Столыпин был принципиальным сторонником законодательного представительства, без которого проведение преобразований в правовой, экономической и социальной сфере не имело бы предполагавшегося значения. Однако взаимодействие между правительством и I и II Думами оказалось невозможным.

В итоге правительство встало перед необходимостью реформировать избирательное законодательство.

Новый избирательный закон был принят 3 июня 1907 года.

Министры регулярно посещали пленарные заседания Думы и Государственного Совета, выступали на них, работали в комиссиях представительных учреждений. Сам П.А. Столыпин неоднократно выступал в стенах Таврического дворца, заслужив славу одного из лучших ораторов России.

Опыт взаимодействия представительной и исполнительной властей в период премьерства П.А. Столыпина уникален в истории России. По сути дела, впервые был реализован правовой механизм широкой общественной экспертизы правительственных инициатив. Реформы же были не плодом традиционного бюрократического волюнтаризма, а стали результатом мучительного поиска компромиссов между властью и обществом.

 

Реформирование силовых структур и судопроизводства

Судебная реформа должна была стать важным элементом в системе преобразований П.А.Столыпина.

Законопроект "О преобразовании местного суда" предполагал восстановление в сельской местности института мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе - городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжких наказаний.

Уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам обычного, т.е. неписанного права, основанного на предании и традиции.

Правительство П.А.Столыпина внесло в Государственную думу целый ряд инициатив, направленных к укреплению единого правового пространства Российской империи. Предполагалось определить права человека во время предварительного следствия, установить условный срок осуждения, ввести принцип гражданской и уголовной ответственности чиновников, посягнувших на свободы и права граждан. Причем, в данном случае речь шла о государственных служащих самого высокого ранга - председателе Совета министров, остальных министрах, членах Государственной думы и Государственного совета, губернаторах и др.

 

Местное управление и самоуправление

Важный признак наличия гражданского общества - развитые формы местного самоуправления. В Российской империи, начиная с 1864 г., существовала земство, которое после 1890 г. имело многие черты сословного учреждения и чья сфера компетенции была весьма ограничена. П.А. Столыпин стремился к качественному преобразованию системы местного самоуправления во имя ее демократизации и повышения эффективности.

Уже в 1907 году были внесены в Государственную думу "Положение о поселковом управление" и "Положение о волостном управлении". Законопроекты предполагали учреждение органов местного самоуправления на самом низовом уровне - в поселковом обществе и волости. Причем речь шла о бессословной организации этих учреждений.

«Главным началам преобразования земских и городских общественных управлений», сфера компетенции уездных и губернских земств, а также органов городского самоуправления расширялась, а имущественный ценз для участия в работе этих учреждений снижался. Иными словами, правительство стремилось к расширению круга лиц, так или иначе участвовавших в управлении государством.

П.А.Столыпин настаивал на упразднении должностей земского начальника и уездного предводителя дворянства. Вместо них предполагалось учредить должность участкового комиссара - агента правительства при поселковых и волостных органах местного самоуправления. Правительственная власть обретала своего представителя и на уровне уезда, так как учреждалась должность начальника уездного управления.

П.А.Столыпин решал двуединую задачу. С одной стороны, он добивался большей эффективности власти, устраняя все противоречивое и архаичное, накопившееся за два столетия. С другой, эта власть должна была находиться в тесной связи с широкими кругами общественности, доверяя им многие права и полномочия. Именно такая власть должна была стать "своей" для общества.

 

Экономика, финансы, инфраструктура

Одним из направлений деятельности правительства П.А. Столыпина было снятие многих ограничений с экономической активности человека. Государство отказалось от чрезвычайно тягостной для предпринимателей разрешительной процедуры учреждения акционерных компаний, открывавшей широкий простор для бюрократического произвола. Вместо нее вводился явочный принцип организации акционерных обществ. Правительство предоставило предпринимателям широкие возможности для эксплуатации природных богатств Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья. Государство также пошло на реформирование нормативной базы для совершенствования финансово-кредитной системы, облегчавшей деятельность малых и средних компаний. Был разработан Устав Банка обществ взаимного кредита, Устав кассы городского и земского кредита.

Предполагалось провести серьезные преобразования и в области налоговой системы.

П.А.Столыпин проводил политику социально-экономического регулирования во имя снятие остроты конфликтов между различными общественными группами.

При этом правительство уделяло значительное внимание развитию инфраструктуры – велось активное строительство новых, стратегически значимых железнодорожных магистралей: второй путь Сибирской магистрали, Амурскую железную дорогу и т. д. В годы премьерства П.А.Столыпина активно строились шоссейные и грунтовые дороги, морские порты, склады, элеваторы, развивалась сеть телефонного и телеграфного сообщения и т. д. Иными словами, имела место неуклонная модернизация всех средств коммуникации.

В экономической сфере правительство П.А. Столыпина одновременно решало две задачи. С одной стороны, оно расширяло правовое пространство для свободного предпринимательства. С другой, оно заявляло о государстве как о решающем факторе существования этого пространства. Оно определяло правила игры, гарантировало их соблюдение и непосредственно отвечало за развитие инфраструктуры.

В последний год своей жизни П.А.Столыпин собирался поставить перед царем вопрос о резком увеличении бюджета до 10 миллиардов рублей за счет повышения акцизов на вино и водку и, главное, переоценки недвижимости. При уплате налогов и сделках с недвижимостью учитывалась не её реальная рыночная стоимость, а заниженная в 10 раз оценка. Если бы Столыпин сумел провести переоценку, владельцам недвижимости – доходных домов, фабричных зданий, усадеб, частных домов – пришлось бы выплатить огромные суммы. Это ударило бы даже по дворянам-помещикам, которые хоть и были свободны от налогов, при продаже своей земли отчисляли бы казне налог со сделки.

На полученные от переоценки имущества средства Столыпин собирался развернуть строительство автомобильных дорог и кредитовать производителей автомобилей.

 

Социальная политика

На рубеже XIX - XX вв. в европейскую политику пришло осознание социальной ответственности государства за уровень жизни своих граждан. Сформировалось убеждение, что право на достойное существование - неотъемлемое право каждого, которое должно быть гарантировано правительственной властью.

Правительство П.А.Столыпина предпринимало усилия для урегулирования отношений между работодателем и работником во имя защиты интересов, прежде всего, последнего. Предполагалось запретить ночной труд женщин и подростков, а также их использование при подземных работах. Рабочий день подростка сокращался. При этом работодатель был обязан отпускать его ежедневно на 3 часа для обучения в школе. В ноябре же 1906 года были утверждены положения Совета министров, устанавливавшие необходимые часы отдыха для служащих торговых и ремесленных заведений. В 1908 году в Государственную думу были внесены законопроекты «Об обеспечении рабочих на случай болезни» и «О страховании рабочих от несчастных случаев».

Предприниматель должен был предоставить врачебную помощь своему работнику. В случае болезни рабочий обеспечивался больничными кассами рабочего самоуправления. Были также установлены выплаты, полагавшиеся утратившему трудоспособность, и членам семьи в случае смерти рабочего от производственных травм. Разрабатывались проекты о распространении этих норм и на служащих государственных предприятий (например, подведомственных Министерству финансов и Министерству путей сообщений).

Цель социальной политики П.А.Столыпина – формирование полноценного партнерства между работником и работодателем в рамках складывавшегося правового пространства, где были бы четко обозначены прерогативы и обязанности обеих сторон.

 

Образование, наука и культура

Одно из важнейших направлений реформ П.А.Столыпина – расширение и совершенствование системы образования. Так, в Министерстве народного просвещения был разработан законопроект "О введении всеобщего начального обучения в Российской империи", согласно которому предполагалось обеспечить элементарным образованием детей обоего пола. Правительство разрабатывало меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, когда бы гимназии служили ее системообразующим элементом, а не обособленным элитарным заведением. Широкомасштабные проекты в области народного просвещения требовали новых кадров преподавателей. Для этого планировалось создать специальные курсы для будущих учителей и учительниц, в Ярославле же правительство инициировало создание Учительского института.

В период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб.

Предполагалось реформировать и систему высшего образования. Так, правительством был разработан новый Университетский устав, устанавливались четкие правила функционирования студенческих объединений и организаций,

Правительство считало необходимым привлечь общественность к делу развития образования.

При этом развитие системы образования понималось П.А. Столыпиным в «связке» с ростом научного знания и накопления культурных богатств. В годы реформ правительство активно финансировало фундаментальные исследования, научные экспедиции, академические издания, реставрационные работы, театральные коллективы, развитие кинематографа и т. д. В период премьерства П.А.Столыпина было подготовлено детально разработанное «Положение об охране древностей» было принято решение о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге; были поддержаны многие проекты по организации музеев в различных частях империи.

 

Военная реформа

Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. наглядно продемонстрировало необходимость скорейших преобразований в армии. Можно выделить три направления военной политики: упорядочение принципов комплектования вооруженных сил, их перевооружение, строительство необходимой инфраструктуры. В годы столыпинских реформ был разработан новый Воинский устав

Государство увеличивало ассигнования как на содержание офицерского корпуса, так и на переоснащение армии.

П.А.Столыпин был принципиальным противником втягивания России в мировую войну.

Он предпринял исключительные усилия для того, чтобы Боснийский кризис 1908 г. не перерос в вооруженное столкновение.

 

 

Гибель П.А.Столыпина

14 сентября 1911 года Петр Аркадьевич был смертельно ранен в Киеве в здании местной оперы. Через несколько дней он скончался. Был похоронен там же, в Киеве, в Киево-Печерской лавре. Когда-то он завещал себя похоронить там, где его убьют.

 

Почему сегодня мы вспоминаем Петра Аркадьевича Столыпина?

Потому что России снова нужны реформы, потому что нам нужна великая Россия, и не нужны великие потрясения. Нам нужно постепенное мирное развитие всех отраслей  российского государства. В еще нужно огромное терпение, умение слышать друг друга и находить общий язык, умение идти в ногу со временем и быть чуткими к окружающему миру.

 

По материалам:

http://www.stolypin.ru/

http://www.bibliotekar.ru/stolypin/index.htm

http://stolyipin.narod.ru/Foto.html

http://serednikovo.su/ 

Новости
08.05.2020 | С Днем Победы!
В год 75-летия Великой Победы мы выражаем свою благодарность всем
23.01.2019 | Знаете ли вы, что с 1 января 2019 года в Подмосковье введен раздельный сбор отходов?
© 2008-2018 «Региональное общественное движение «Живая Земля – наш общий Дом»
123056, Москва, Тишинская пл., д. 1, стр.
Тел. 8 (965) 318-49-22
e-mail: info@zhivaya-zemlya.ru
НАШИ ПАРТНЁРЫ И СПОНСОРЫ
Книжное издательство "Аввалон - Ло Скарабео"

Стать нашим Партнером и Спонсором
Rambler's Top100 Яндекс цитирования LightRay ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
C????????? ??????? ??????????-????????????? ????? ????